1..jpg

Вашему внимаю предлагается книга "Романовы. Венец Мученичества", в которой впервые описаны все четыре убийства Членов Дома Романовых, совершенных Советской властью в 1918-1919 году. Данное издание не распространяется через торговую сеть. С подробностями приобретения можно ознакомиться в разделе "Наша книжная продукция".

Статьи наших авторов

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                    ВЫГОЛОВ А.С. (Самара)

 

СОБЫТИЯ,  СВЯЗАННЫЕ  С УБИЙСТВОМ  ЦАРСКОЙ  СЕМЬИ  И  ЕЁ  ВЕРНЫХ  СЛУГ,  ПРОИЗОШЕДШИЕ  В  ЕКАТЕРИНБУРГЕ  4 - 18 ИЮЛЯ 1918  ГОДА, В  СВЕТЕ  ИХ  ТРАКТОВКИ,  КАК  ИМЕЮЩИХ  ПРИЗНАКИ  "РИТУАЛЬНОГО  УБИЙСТВА"

(Опыт исследования)

      Тезисы:
 

      1. Биографические сведения о лицах иудейского происхождения, руководивших убийством Царской Семьи.
     

       2. Сведения о ритуальных практиках иудеев и интерпретация в их свете действий цареубийц.

     

       3. Выводы о мотивации поведения убийц в приложении к событиям, происходивших 4 - 18 июля 1918 года.

 

      В трагических событиях июля 1918, связанных с убийством Царской Семьи и Ее верных слуг, принимало участие много людей, но в действительности все действия в этой драме определяли два человека: «Прибытие в Екатеринбург Императора вскрыло фигуру распорядителя Ф.И. Голощёкина, а прибытие Августейших Детей – Я.М. Юровского» 1.

     Эти два большевистских руководителя (Я.М. Юровский и Ф.И. Голощекин), на момент революции приняли новые имена – Филипп Исаевич Голощекин и Яков Михайлович Юровский. Но чтобы понять логику действий этих людей, необходимо знать их происхождение и становление как революционеров. На сегодня большинство исследователей располагает о них сведениями искаженного характера, ибо еще в их молодости они сознательно порвали со своими национальными корнями, родственниками и культурой. Хотя в свою революционную деятельность они многое перенесли из своего реального прошлого.

      Оба они  родились в 1870-х годах, в очень религиозных семьях, исповедовавших иудаизм. Семья Ицика Голощекина жила в городе Невеле Витебской губернии. А Невельская еврейская община состояла в основном из сторонников широкого народного религиозного движения хасидим, в части его центрального течения – хабад. Это ортодоксальное движение строго соблюдало все предписания Торы, и обычаи общины Невеля – яркое тому подтверждение. В Невеле Ицик Голощёкин имел добротный дом на Полоцкой улице, семья была обеспеченной и состояла из семерых детей. Глава семьи пользовался в общине авторитетом, так как ему принадлежал «фонарный» подряд, то есть он был главным фонарщиком в хасидской общине Невеля. К тому же он был очень набожным человеком и каждый год на праздник Суккот он делал свой шалашик. Несмотря на ограничения, И. Голощёкин сумел дать всем детям приличное образование. Так, к примеру. Его второй сын Иешуа (в обиходе – Шая) поступил по окончании гимназии в Зубоврачебную школу в Риге, что давало ему право, согласно Закона от 1892 года преодолеть «черту оседлости».

      Политические движения, захватившие еврейское население Российской Империи в 1880-х годах, к середине 1890-х приняли окончательную окраску – абсолютное большинство евреев были деятелями левого толка. Дети Ицика попали под ассимиляцию евреев в российском обществе, но выбрали разные пути. Путь Шаи из местечка был тернист. Начиная работать у брата Моисея в 1896 году, он ознакомился с программой сионизма, но в 1903 году сделал свой окончательный выбор в пользу социал-демократов. В 1905 году он вступил в РСДРП и приняв позиции большевиков, в своей активной деятельности дошел до личного знакомства с Лениным в 1909 году. С этого момента он и его жена Берта Перельман становятся надежными проводниками политики главы партии большевиков.

      Последний раз мы можем видеть Голощёкина в традиционном хасидском фраке на семейной фотографии 1902 года в Невеле. И такой же фрак носит и его брат Абрам, также ставший революционером. Отец и сестра Шаи упоминаются в воспоминаниях Крупской за 1912 год, как активные помощники социал-демократического движения.

      Семья Хаима Юровского в 1870-х годах проживала в Томске, куда она перебралась из Каинска по окончании срока ссылки. (Хаим был сослан из Полтавской губернии, вероятнее всего, за какое-то политическое преступление.) Его семья была многодетной и  состояла из 10 детей. Но доход он имел минимальный: был стекольщиком и старьёвщиком, посему семья, по большей части, испытывала крайнюю нужду. Но так как он был сыном раввина, в губернском Томске он получил поддержку от местной еврейской общины и даже сумел снять комнату в доме скотопромышленника Дондо на Миллионной улице, в которой и проживал со своей большой семьей. Сам Хаим Юровский был глубоко верующим человеком и заставлял детей фанатично следовать заповедям Торы, зачастую конфликтуя с ними. И скорее всего, его третий сын Янкель, именно  в результате такого конфликта, однажды порвал с семьей и примкнул к социал-демократам. Причём, настолько ушел в революцию, что в итоге «выкрестился» в Лютеранство.

    Свой первый революционный опыт Янкель Юровский обрёл в Томске, в 1897 году, где в качестве зачинщика забастовки часовщиков был уволен из артели с «волчьим билетом», что заставило его покинуть Сибирь и уехать на юг европейской России, в Екатеринодар. Там он знакомится со своей будущей супругой Марией Янкелевной, с которой он посещает в 1904 году Германию, а в 1905 году после рождения в Батуми сына Александра, они возвращаются в Томск, где открывают свой магазин. Но главная деятельность их была не коммерческой. Начиная с 1905 года, Я.М. Юровский содержит явку и занимается антиправительственной деятельностью. Он хранил и изготовлял поддельные документы, оружие, нелегальную литературу и прочее.

   С прибытием в Нарымскую ссылку группы Я.М. Свердлова Я.М. Юровский окончательно заканчивает с коммерческой деятельностью. А при попытке укрыть политического преступника М.Г. Сорокина был подвергнут аресту и в 1912 году сослан в Екатеринбург, где находился под надзором полиции до 1917 года.

Следует также отметить, что кроме младшего брата Эле-Мейера, в революционной деятельности никто из семьи Юровских не участвовал.

      О событиях 1918 года Юровским было оставлено несколько воспоминаний. Причём, два из них вызывают у нас особый интерес.

     В рецензии В. Д. Бонч-Бруевича на воспоминания Юровского от 1922 года (записанные с его слов Ф.Ф. Сыромолотовым) имеются следующие строки: «К этой исторической рукописи автор нашел нужным рассказать в предисловии о своем еврейском происхождении, бедности своего семейства, как будто бы это имело какое-либо значение при выполнении приказа центральной, правительственной и партийной власти… Эта несвязчивость со своим национальным происхождением ослабляет общую картину описания всего этого огромного исторического события, перенося его из сферы общенациональной в дело, в которое примешаны элементы почти личной мести» 2.

      Возникает вопрос: что же это была за «личная месть?»

      В своем последнем письме сыновьям в июне 1938 года Юровский пишет: «Так сложилось, что я вам почти ничего не рассказывал о себе, особенно о моем детстве и молодости. Сожалею об этом… Несколько раз брался я за перо, чтобы написать книжечку воспоминаний… Увы, не смог» 3.

      Почему же Юровский не смог рассказать о своем еврейском прошлом?

   А теперь рассмотрим некоторые правила ритуального убийства (убоя) жертвы, практиковавшиеся в древние и новые времена у иудеев.

  1. Жертва перед убоем не должна быть больна. Если она болеет, ей надо подлечиться.

    2. Порядок убоя не имеет точного описания в Торе, ни в одной из книг. Имеются лишь правила шехиты (ритуальной резки скотины для употребления в пищу). Однако предписывается, что смерть жертвы во время убоя должна наступить быстро и безболезненно, без мучений, посредством кровопускания.

 

     3. По завершении убоя кровь жертвы должна быть пролита на землю, а пролитая кровь покрыта землею. Можно заменить землю, например, растертым кирпичом, древесными опилками, золою и так далее.

 

      4. После этого тело жертвы должно быть помещено в воду для удаления всей крови из тела.

 

      5. Запрещается убой матери и плода в один и тот же день. Если они подлежат убою, то убой должен быть в разные дни (например: сегодня и завтра). Исключение допускается, если мать или плод (один из них) будут признаны негодными для целей жертвоприношения.

 

       6. После удаления крови тело вскрывается и исследуются внутренние органы.

 

       7. После исследования органов отделяется плечо, челюсть и желудок, или адекватные части (палец, щеки и задняя часть) для принесения в дар.

 

       8. Далее с телом поступают согласно цели убоя.

 

       9. Убой должен производиться непременно иудеем («израильтянином»).

 

    10. Если убой имеет целью искупление грехов, то для этого «приводились два козла, похожие друг на друга внешностью, ростом, одинаковой ценности, и в одно и то же время взятые из стада». Один из них, помеченный красной материей, предназначался Азазелю и отпускался на волю в пустыню. Второй козел подвергался убою за грехи. Отпуск первого козла на волю строго контролировался, даже потом его нельзя было принести в жертву.

 

      Теперь соотнесем действия убийц Царской Семьи с вышеуказанными практиками.

 

  1. При решении, какие лица будут допущены к проживанию в заключении вместе с Царской Семьей, был определен доктор Е.С. Боткин. При воссоединении Семьи с Августейшими Детьми были разрешены посещения доктора В.Н. Деревенко. Семья находилась под постоянным наблюдением врачей.

 

      2. Непосредственная подготовка к убийству началась 4 июля 1918 года с назначением нового коменданта ДОН Я.М. Юровского. Вступая в должность, он знал, что ему предстоит убийство 12 узников. Ему предстояло выбрать способ убийства, и он выбрал расстрел. Для учинения мгновенной смерти ему потребовалось набрать команду из 12 индивидуальных палачей и использовать эффект неожиданности. Команду убийц (внутренний караул) Я.М. Юровский привел в дом через 4 дня, то есть 8 июля. 

 

      Из записи беседы с И.И. Родзинским от 15 мая 1964 года:

 

      «М.М. Медведев:

      - Кто же подбирал непосредственно исполнителей?

                   

       И.И. Родзинский:

       - Он сам. Никто не вмешивался. Он сам подбирал» 4.

 

      Древесные опилки были завезены Юровским якобы для благоустройства усадьбы. Однако использовались они по другому назначению.

 

      Из протокола допроса Ф.П. Проскурякова от 1-3 апреля 1919 года:

 

      «По приказанию Медведева, Кронидов принес из-под сарая со двора опилок. Все мы мыли холодной водой и опилками полы, замывали кровь» 5.

 

      Из протокола допроса А.А. Якимова от 7-11 мая 1919 года:

 

     «Когда трупы были уже унесены из дома, тогда двое из «латышей» - молодой в очках и другой молодой, лет 22, блондин – стали метелками заметать кровь и смывать ее водой при помощи опилок. Говорили Клещев с Дерябиным, что кровь с опилками куда-то выкидывалась, в какое-то, как я понял, подполье в самом доме, но хорошо я этого не помню» 6.

 

       1.  После убийства было нужно удалить кровь из тел. Для этой цели Юровский за несколько дней до убийства выискивал подходящую шахту с водой, в которой тела убитых должны были отлежаться в воде не менее суток. Такая неглубокая шахта была найдена вблизи деревни Коптяки. Она была удобна для спуска и подъема тел. Шахту Юровский нашел через 4 дня после того, как он привел внутренний караул – 12 июля 1918 года.

 

      2. Основная проблема заключалась в том, что мать и детей нельзя было убивать в один и тот же день. Эта проблема могла быть решена только одним способом: убийство должно произойти на стыке двух дней, то есть в полночь. Чтобы обойти этот строжайший запрет, самым лучшим выходом было перевести стрелки часов, что и было сделано тогда, когда еще только задумывалось убийство. Со времени екатеринбургского часы перевели на московское, тем самым запутав как возможные показания свидетелей, так и реальное время.

 

       3. На данный момент достоверно неизвестно, сколько тел убитых было вскрыто. Точно можно утверждать лишь то, что расчленены были двое: Царевич Алексей и Княжна Мария. Кто вскрывал тела? Нам это неизвестно. Мы знаем также, что их тела были расчленены перед уничтожением. Любопытен тот факт, что, когда тела извлекали из шахты, на Наследнике была одета лишь одна матроска. Что скрывалось под ней? Рубцы на теле? Не для сокрытия ли повреждений тел использовалась привезенная позднее серная кислота? На случай обнаружения тел?

 

      4. На руднике Ганина Яма белым следствием были обнаружены фаланга человеческого пальца («плечо») и вставная челюсть Боткина («челюсть»).

 

    5. Какие манипуляции проводились с телами 18 июля (в 9-й день месяца Ава 5678 года по еврейскому календарю), мы не знаем.

 

      Но в своей работе «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урала» генерал М.К. Дитерихс уточняет:

      «18 июля в первой половине дня в Коптяковский лес приходили 2 грузовых автомобиля; один привез запас бензина для того грузовика, который застрял у Ганиной ямы, и бочку пудов в 10-12 керосина; другой грузовик еще с чем-то 3 бочки. … Во второй половине дня того же 18 июля в Коптяковский лес приехали Исаак Голощекин и Янкель Юровский. Исаак Голощекин приехал на легковом автомобиле еще с двумя какими-то лицами из «чрезвычайки», но автомобиль оставили у будки № 184, а дальше ушел со своими спутниками пешком. Очень поздно вечером вернулись из леса назад к будке № 184 и уехали в легковом автомобиле в город, за ними же уехал в город и один из грузовиков, пришедших днем. Исаак Голощекин остался на ночь в лесу» 7.

 

      6. Убийством руководил Я.М. Юровский и определенные им лица, а также 2 назначенных человека.

 

      7. Странное сохранение жизни поварского ученика Леонида Седнева вызвало удивление многих.

 

      Из воспоминаний бывшего Члена Коллегии Уральской Областной Чрезвычайной Комиссии М.А. Медведева (Кудрина) от декабря 1963 года:

 

      «Яков Юровский предлагает сделать снисхождение для мальчика.

      - Какого? Наследника? Я – против! – возражаю я.

      - Да нет, Михаил, кухонного мальчика Леню Седнева нужно увести. Поваренка-то за что… Он играл с Алексеем» 8.

      Но иного объяснения, чем сравнение с ритуальным козлом отпущения, этот «акт милости» не имеет.

 

Выводы.

 

В действиях преступников прослеживаются элементы ритуальности, но сам факт убийства Царской Семьи ритуальным убийством признать нельзя. Нет главных доказательств, обозначенных в пунктах 6 и 8, на основании которых можно с некоторой вероятностью сделать соответствующие выводы.

 

Список использованной литературы

  1. Н. Соколовъ. «Убиicтво Царской Семьи». Берлин, Издательство «Слово», 1925. С. 133.

      2. Исповедь цареубийц. Убийство Царской Семьи в материалах Предварительного Следствия и в воспоминаниях лиц, причастных к совершению этого преступления. Автор-составитель Ю.А. Жук. М., ООО «Издательский дом «Вече», 2008. С. 281.

 

      3. Резник Я.Л. «Повести»/ Чекист. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1982. С. 132.

 

      4. Исповедь цареубийц. С. 423.

 

      5. Там же. С. 393.

 

      6. Там же. С. 481.

 

      7. Зайцев Г.Б.. Романовы в Екатеринбурге. Екатеринбург. Издательство «Сократ», 1998. С. 188.

 

      8. Исповедь цареубийц. С. 186.

 

       По материалам конференции "Четырнадцатые Романовские чтения" (Екатеринбург)